Вопрос: Для чего нужна сертификация?
Сертификация продукции — это комплекс мер, направленный на выявление соответствия показателей качества продукта определенным стандартам. В ходе проведения сертификации продукции проверяют характеристики, которые важны для описания потребительских свойств продукта. Таким образом, сертификация — это подтверждение качества продукции. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 года No 184-ФЗ «О техническом регулировании» гласит, что на территории нашей страны подтверждение соответствия в форме сертификации может носить как обязательный, так идобровольный характер. К каждой отдельной группе продукции законами Российской Федерации могут предъявлять требования об обязательном подтверждении на соответствие разным стандартам. Например, на соответствие Техническим Регламентам Таможенного Союза, ГОСТам, санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям о пожарной безопасности и др.
В настоящее время под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Вопрос: Основные цели и принципы сертификации?
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
Вопрос: Можно ли ввозить, реализовывать и изготавливать продукцию без сертификата?
Законодательство Российской Федерации в области таможенного регулирования и обязательного подтверждения соответствия предусматривает ответственность за нарушения правил сертификации и лицензирования товаров, подлежащих обязательной сертификации или лицензированию. Для производителей, продавцов, таможенных декларантов и владельцев товаров установлены различные виды наказаний за ввоз, оборотна внутреннем рынке и использование товаров с нарушениями. К числу таких нарушений относятся:
Ввоз на таможенную территорию или реализация на внутреннем рынке товаров, подлежащих обязательной сертификации ЕАС, без сертификата EAC или декларация EAC.
Так, при попытке ввоза на территорию РФ товаров без сертификата EAC применяется статья 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), предусматривающая за несоблюдение мер не тарифного регулирования при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб. с конфискацией товаров или без нее. Эта же статья КоАП РФ для юридических лиц предусматривает штраф от 50000 до 100000 руб. с конфискацией товаров или без таковой.
Продажа товаров без сертификата EAC или декларации EAC, удостоверяющих безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, подпадает под действие статьи 14.4 КоАП РФ, назначающей наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 10000 до 20000 руб., на юридических лиц — от 20000 до 30000 руб. Повторное нарушение этой статьи влечет увеличение штрафов для граждан до 5000 руб., для индивидуальных предпринимателей — до 30000 руб., для юридических лиц — до 50000 руб. с конфискацией товаров или без таковой.
В соответствии с пунктом 7 статьи 24 Федерального закона от 27.12.2002 No 184-ФЗ «О техническом регулировании» при декларировании соответствия заявитель должен хранить у себя декларацию и доказательные материалы (в том числе протоколы испытаний) в течение 10 лет со дня окончания срока действия этой декларации. Также заявитель обязан представлять декларацию (или регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов. Отсутствие протокола испытаний, равно как и предоставление недостоверных сведений при оформлении декларации EAC может повлечь согласно статьи 14.44 КоАП РФ наложение административного штрафа на юридических лиц от 100000 до 300000 рублей. Пункт 2 той же статьи предусматривает ответственность за необоснованное оформление декларации вместо сертификата ЕАС в виде административного штрафа для юридических лиц от 300000 до 500000 рублей. Пункт 3 статьи 14.44 КоАП ужесточает ответственность за вышеперечисленные правонарушения, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, до 700000 до 1000000 рублей.
Кроме законодательства, связанного непосредственно с отсутствием необходимых разрешительных документов, следует также иметь в виду ответственность за попытку сокрытия самой необходимости получения и предоставления таких разрешительных документов и ответственность за оформление разрешительных документов вне установленных для этого процедур (подделку). КоАП содержит отдельную главу о правонарушениях в области таможенного дела и нарушениях таможенных правил, к которым зачастую ведет необоснованное таможенное оформление без предоставления
необходимых документов или с использованием поддельных документов. В том числе следуeт обратить внимание на статьи:
16.2. Не декларирование либо недостоверное декларирование товаров:
Не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-х кратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц -от 10000 до 20000 рублей.
Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде ТН ВЭД, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения — влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от 1/2 до 2-х кратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей.
Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
16.3. Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
16.7. Представление недействительных документов при совершении таможенных операций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами
административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 300000 рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
16.17. Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей.
Вопрос: Обязательно ли маркировать ввозимое оборудование/товары по требованиям ЕАК ООН?
Законодательство Российской Федерации в области таможенного регулирования и обязательного подтверждения соответствия предусматривает ответственность за нарушения правил сертификации и лицензирования товаров, подлежащих обязательной сертификации. Для производителей, продавцов, таможенных декларантов и владельцев товаров установлены различные виды наказаний за ввоз, оборот на внутреннем рынке и использование товаров с нарушениями. К числу таких нарушений относятся:
Вопрос: Что делать, если на импортируемою продукцию/оборудование отсутствуют обязательные требования о подтверждении?
В соответствии с Постановлением ГТК России от 01.10.2000 г. импортируемый в страну товар иностранного производства должен быть сертифицирован в соответствии с российскими нормами сертификации. Однако есть некоторые виды продукции, необходимость в наличии сертификата соответствия для которых отсутствует. Но даже если ввозимый товар не подлежит обязательной сертификации, фирма-импортер по требованию таможни должна предъявить отказное/разъяснительное письмо, в котором подтверждается отсутствие необходимости в сертификации.
Если же вы хотите повысить привлекательность вашего оборудования/продукции в глазах потенциальных покупателей, рекомендуем оформить добровольный Сертификат Соответствия. Независимый орган по средствам добровольной сертификации может подтвердить соответствие продукции/оборудования требованиям, указанным в
технической документации, ГОСТам, а также отдельным пунктам или подпунктам ГОСТов и иных нормативных документов.
Вопрос: Какие документы необходимы для начала процесса сертификации?
Основными обязательными для предоставления документы согласно требований любого нормативного документы являются:
Вопрос: Действительны ли сертификаты и свидетельства за пределами РФ?
С 2012 года существует Единый сертификат таможенного союза, который действует на всей территории Таможенного Союза. В Таможенный Союз входят следующие страны: России, Казахстана, Белоруссия, Армения, Киргизия. Соответственно Сертификаты и Декларации соответствия, оформленные в рамках Технических Регламентов ТаможенногоСоюза, будут действовать на территории всех данных стран. Так же на территории всего
Таможенного союза действуют Свидетельства о государственной регистрации и Экспертные Заключения Роспотребнадзора. Документы, оформляемые согласно требований только Российского законодательства, например, Сертификаты в системе ГОСТ Р, Сертификаты о пожарной безопасности на соответствие 123 ФЗ, метрологические Свидетельства, не распространяют свое действие на другие страны.
Вопрос: Какие существуют этапы сертификации?
Этапы сертификации следующие:
Вопрос: Что такое добровольная сертификация и для чего она нужна?
Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) для подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем. Она подтверждает высокое качество продукции, содействует потребителю в выборе товара и косвенно подтверждает конкурентоспособность вашей продукции.
Вопрос: Что такое свидетельство государственной регистрации (СГР) и срок его действия?
Это документ, подтверждающий, что продукция соответствует утвержденному Единому перечню товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза от 28 мая 2010 г. No 299. Действует на территории стран Таможенного союза: России, Казахстана, Белоруссия, Армения, Киргизия.Срок действия СГР ТС бессрочное. Действует до вступления каких-либо изменений.
Вопрос: Чем отличается Свидетельство государственной регистрации от Экспертного Заключения Роспотребнадзора?
Свидетельство о государственной регистрации (СГР)— официальный документ, который удостоверяет, что прошедший процедуру государственной регистрации товар (вещество, материал, прибор, устройство) в полной мере соответствует всем санитарным и гигиеническим нормам, установленным на территории стран-участниц Таможенного союза
По завершении регистрации товаров в Роспотребнадзоре на них выписывается СГР продукции. Объектами такой обязательной сертификации являются товары, указанные во II группе Единого перечня, утвержденного 299-ым Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010г.
Этапы выполнения работ по оформлению СГР:
Так вот, в том случае если ваша продукция отсутствует в Едином перечне, то выполнение работ завершается на третьем этапе оформлением и регистрацией Экспертного Заключения, оформление которого является добровольным, и в то же время помогает донести до потенциальных заказчиков информацию о соответствии данной продукции санитарным и гигиеническим нормам, предъявляемых странами Таможенного Союза.
Вопрос: Кто определяет код ТН ВЭД?
Классификация товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭДЕАЭС) является одним из наиболее актуальных вопросов для участников внешнеэкономической деятельности (участников ВЭД).От того, к какому классификационному коду ТН ВЭД ЕАЭС будет отнесен товар, зависит ставка ввозной/вывозной таможенной пошлины, а соответственно, и размер уплачиваемых таможенных платежей, применение к товарам и транспортным средствам не тарифных мер, запретов и ограничений.
Классификация товаров означает определение их цифровых классификационных кодов,т.е. отнесение товаров к конкретным товарным позициям, субпозициям, подсубпозициям с соответствующими им числовыми кодами, и осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее –ОПИ ТН ВЭД).
Таким образом за определением кода ТН ВЭД мы рекомендуем всегда обращаться к профильным специалистам, например, брокерам или специалистам ВЭД. Также возможно самостоятельно подобрать код ТН ВЭ с помощью ресурса http://www.tks.ru/db/tnved/tree.
Вопрос: Что такое ОКПД2, где его скачать и кто его определяет?
ОКПД2 – это Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст. Находится этот классификатор в свободном доступе, найти и скачать его можно в любом удобном формате: в виде таблицы excel, текстовом или ином другом формате. Наиболее удобные справочники можно найти в специальных сервисcах для гос заказчиков и Онлайн справочник ОКПД2 (https://classifikators.ru/okpd). Справочники, представленные в программах, позволяют найти сразу несколько подходящих кодов для практически любых товаров, работ и услуг, и выбрать наиболее подходящий код по релевантности (частоте выбора кода другими заказчиками).